СМИ о нас


2.11.12  Встреча премьер-министра Д.А.Медведева с призёрами международных олимпиад по  по общеобразовательным предметам



Д.А.Медведев: 
Приятно на вас смотреть: здесь обычно дяденьки и тётеньки более взрослые появляются. В этом зале много чего происходит, но мне с вами, конечно, не скрою, приятно пообщаться. И прежде,чем мы это сделаем, я вас поздравляю с наступающим государственным праздником – Днём народного единства. Он будет у нас, вы знаете, совсем скоро, 4 ноября. А вы просто молодцы: продолжаете ту традицию, которая у нас сформировалась некоторое время назад, может быть, 5–7 лет назад, когда наши команды стали очень хорошо выступать на международных олимпиадах.
В этом году, как я понимаю, уже наши ребята завоевали 30 медалей на международных
олимпиадах, из них 18 – «золотых». Это сопоставимо с тем, что было и в прошлом, и
в позапрошлом году. И это, во-первых, показывает, что у нас очень хороший потенциал по естественным наукам, по информатике, по другим направлениям.
Надеюсь, что мы можем принимать и у себя соответствующие соревнования, потому что благодаря вашим трудам уже часть соревнований перемещается в Россию. В 2013 году, по-моему, у нас олимпиада будет по химии, если я правильно помню (ваши старшие товарищи подскажут, которые знают). В 2015 году у нас олимпиада будет также по информатике, по-моему,по географии будет олимпиада, да? Это хорошо.
Я бы не очень хотел долго занимать ваше внимание. Надеюсь, у вас ещё будет сегодня
интересная экскурсия по «Сколково» – посмотрите, что там есть, чего там нет. Это пока огромная стройка, которая в конечном счёте должна превратить этот кусок земли в такой полноценный научно-образовательный полис, который мы строим с использованием опыта других стран, включая и опыт Кремниевой долины, французских городов и некоторых других мест. Надеюсь,что если не всем, то кому-то из вас придётся там работать. А даже если и не придётся, если вам что-то там не понравится, у вас будет как минимум впечатление от того, что там делается и какие там перспективы.
У нас традиционно очень неплохие позиции были и в советские времена, когда я ещё в школе учился, по целому ряду предметов общеобразовательного цикла. Не скрою, для меня очень приятно и очень важно сознавать то, что за последние годы мы не растеряли наши возможности (вы – тому зримое доказательство), несмотря на то, что конкуренция в области международных соревнований школьников, да и олимпиад, которые проводятся по линии университетов, становится всё выше и выше. Если раньше были традиционные центры развития наук (один из них – наша страна, Европа, Соединённые Штаты Америки), то сейчас вы сами знаете, с кем вас сводила судьба на олимпиадах: там очень много наших друзей и конкурентов из Азии Юго-Восточной Азии, Азиатско-Тихоокеанского региона, да и из других стран – Латинской Америки, Африки. Так что мир становится всё более глобальным, знания тоже глобализируются. Тем не менее школа есть школа, в данном случае я имею в виду нашу образовательную школу.И я очень рад, что мы эти позиции сохраняем. Вот, пожалуй, всё, что мне хотелось бы сказать,а теперь я был бы рад, если бы вы что-нибудь сказали. Заодно, может быть, объяснили бы мне -и там у нас спрятались два министра, скромно сидят в третьем ряду, один из них Министр образования, а второй – Министр связи и информатики, – что нам делать в будущем, как вам это видится. Вы уже большие, кто-то из вас в 11-м классе, кто-то поступил в университет, так что… Прошу, кто хотел бы что-то сказать? Пожалуйста. Только, ребята, представляйтесь…
М.И.Самолётова (студентка 1-го курса географического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова):Самолётова Мария, победитель международной олимпиады по географии. Я оканчивала школу в Санкт-Петербурге, среднюю образовательную, сейчас учусь…
Д.А.Медведев: А какую школу в Петербурге?  
М.И.Самолётова: 121-я школа.
Д.А.Медведев: Это какой район?
М.И.Самолётова: Калининский район.
Д.А.Медведев: Калининский. Понятно.
М.И.Самолётова: Сейчас я учусь на первом курсе в МГУ имени Ломоносова, на географическом факультете…
Д.А.Медведев: Вы меня бы очень сильно удивили, если бы сказали, что не на географическом.
М.И.Самолётова: Ну с олимпиады по географии можно было поступить не только на
 географический факультет, есть много смежных дисциплин.
Д.А.Медведев: Понятно.
М.И.Самолётова: После участия  в международных олимпиадах стало заметно, что у нас в образовательной системе и за рубежом несколько разный подход к нашей дисциплине. Потому что за рубежом больше всё-таки аналитический и практический подход применяется, знания и исследования в области географии: их применяют и при строительстве городов, и при регулировании транспортной системы, и также при рекультивации земель и недропользования.У нас всё-таки до сих пор сохраняется больше такой фактологический подход в географии, и отсюда возникает очень часто у многих людей вопрос: чем же мы, собственно, занимаемся,потому что география намного шире, чем объясняют в школе. Ведь это не ограничивается знанием о расположении каких-то бассейнов полезных ископаемых или региональных центров развития, эта дисциплина намного шире, она затрагивает многие сферы общественной жизни. География существует везде, где есть пространственная дифференциация любых явлений – от социосферы до, соответственно, природы, поэтому хотелось бы обратить на это внимание.
Д.А.Медведев: А что делать-то нужно, Мария, чтобы вас не воспринимали как наследников 
Паганеля, который, как известно, ехал в одну страну и учил один язык, а в результате выучил другой язык? Что нужно поменять, потому что у вас же свежие знания, представления о том, как учат географии в школе? Я, например, помню, как меня учили географии. Это были интересные уроки. Там работала моя очень близкая, любимая учительница, которая ещё с первого класса преподавала мне разные предметы. Но, конечно, тогда это было довольно далеко, вы правильно говорите, от потребностей практической жизни. Что нужно сделать, для того чтобы изучение курса географии в школе было именно таким?
М.И.Самолётова: В школе курс географии довольно сухой и в принципе для очень многих неинтересный, потому что это рассказывается на карте, очень мало интерактивных часов, 
каких-то практических выездов нет вообще, особенно в 6-м классе, когда закладываются основы географии, вообще представления об основных каких-то явлениях и понятиях. Ни одного практического выезда нет, наверное, в большинстве школ. Нигде нет профильных классов по географии. Наверняка, в большинстве городов и регионов есть ученики, которым реально интересна география как дисциплина, но учебные часы стремительно сокращаются и в 6-м классе, и в 10-м, 11-м. В 11-м классе предполагается обобщение всего пройденного материала, именно умение анализировать должно развиваться.
Д.А.Медведев: А сейчас в 11-м классе есть география?
М.И.Самолётова: Не во всех школах, далеко не во всех.
Д.А.Медведев: Не во всех: где-то есть, где-то нет. Потому что, если я правильно помню, в те времена, когда я учился (это было очень давно, правда, уже), тогда география заканчивалась в 9-м классе.
Реплика: В 10-м.
Д.А.Медведев: В 9-м, в 9-м. Я не знаю, может быть, мы тоже по разным курсам учились – в 9-м. И это был курс, если я правильно помню, «Экономической географии».
М.И.Самолётова: Во многих школах в 10-м и 11-м классах его сокращают до одного года, поэтому упускается значительная часть, именно умение обобщить материал. Это очень важно. Чтобы сделать какой-то вывод, нужно сделать широкую выборку данных из разных областей, и вот это упускается. И, конечно, довольно сухая подача материала, то есть просто работа с картой и в принципе ничего заинтересовывающего. Не объясняются современные потребности этой дисциплины. 
Д.А.Медведев: А контурные карты остались ещё или нет?
Реплика: До сих пор.
Д.А.Медведев: Ну тогда да, тогда я согласен, что, к сожалению, это всё довольно далеко от современной жизни. Я услышал, Мария. Знаете, мне кажется, вы абсолютно справедливо 
называете несколько моментов. Первый момент заключается в том, что во всём мире география,как вы красиво сказали, нужна там, где есть пространственная дифференциация (надо будет запомнить и где-нибудь ввернуть этот термин). Так вот, действительно пространственная дифференциация очень часто нужна в практических целях – при проектировании городов, населённых пунктов, причём это должно делаться грамотно, а не абы как. К сожалению, у нас это часто происходило, особенно в 1990-е годы, безо всяких правильных градостроительных решений, без учёта реальных географических условий, потому что лепили всё, что хотели. В результате и города некрасивые, и ещё есть проблема даже с устойчивостью домов и так далее. То есть в этом плане она, конечно, должна быть ближе к жизни.Что же касается лабораторного оборудования и того, что требуется вообще для класса географии, я услышал, подумаю, поговорю с министром тоже, что можно было бы сделать. Потому что помимо обычных компьютеров и соответствующих программ, есть явно какие-то новые, современные вещи, которые были бы интересны для изучения это курса.Ну и, наконец, в отношении походов: конечно, хорошо, если это делается. Я вспоминаю, как насводили, по-моему, даже не на уроке географии, а на уроке, такой был курс «Природоведение», и мы гуляли рядом со школой, что-то там собирали, а потом рисовали (или всё-таки это «География», может быть, была?), а потом рисовали план того, что рядом со школой было.Довольно любопытно. Я запомнил на всю жизнь: у нас там кладбище было не очень далеко, и нам говорят: «Кладбище рисовать не надо, нарисуйте это садиком». Ладно, спасибо.
Полностью текст  можно посмотреть здесь http://premier.gov.ru/news/item/21341/index.html


Интервью участников Национальной сборной команды России по географии. 


rosolymp wrote in world_olymp
Фрагмент интервью с Марией Самолетовой, выпускницей школы №121 Калининского района Санкт-Петербурга.
 Мария Самолетова
Какие общие впечатления от олимпиады? Что понравилось?
М.С. Понравился межкультурный вечер, который превзошел все мои ожидания.
 Когда мы к нему готовились, казалось, что это  нудно и не нужно совершенно, 
поскольку далеко от самой олимпиады. Но когда все номера этой программы были представлены, они были очень креативны, неожиданны и необычны.  Если говорить о самой олимпиаде, то в заданиях теоретического тура иногда требуются подробные ответы, иногда краткие, и не всегда понимаешь, что от тебя хотят – банального простого или нужно углубляться в термины, в научные объяснения. Мультимедиа тесты – одна из самых интересных частей олимпиады, за 45 минут нужно ответить на вопросы на самую разнообразную тематику, провести работу с картами, а это одно из самых важных в географии.
Чем задания всероссийской олимпиады отличаются от международной?
М.С. На всероссийской олимпиаде нужно знать огромное количество фактов, чтобы ответить на вопросы, потому что они, как колышки у палатки, – задания на них
 опираются, нужен зачастую глубокий анализ, но без фактов никуда. География у нас тесно связана с разными предметами, она связывает социальную область с физической, позволяет найти взаимосвязь природных явлений и влияния социосферы. Этим она отличается
 от международной.
Нужно ли приближать задания всероссийской олимпиады к международной?
М.С. Всероссийская имеет слишком большой масштаб, чтобы ее можно было так легко приблизить к международному стандарту. Считаю, что тех людей, которых отбирают на международную олимпиаду, нужно просто дополнительно готовить, давать им задания, приближенные к международной..
Насколько помогли учебно-тренировочные сборы?
М.С. На учебно-тренировочных сборах рассматривалось очень много тем, связанных с городом, с реконструкцией района, с функциональными зонами города. На этой олимпиаде нам встретилась эта тема, и очень помогли лекции, были вопросы на знание фактов по этой теме, терминов и практическое обсуждение того, что мы обсуждали на занятиях. И, встретившись на практике с этим, было намного проще, какие-то основные ответы в голове уже присутствовали.
Где будете учиться?
М.С. Поступила на географический факультет МГУ. Там будет больше возможностей для выбора специальности.
.08.2012, 13:40 "Российская газета" - www.rg.ru
В московском аэропорту "Домодедово" состоялась торжественная встреча 
победителей Международной олимпиады по географии.

В копилке сборной команды России две медали - Мария Самолетова из города Санкт-Петербург взяла "серебро", а Егор Шустов из города Слюдянка Иркутской 
области завоевал "бронзу"! Наша команда готовилась под эгидой Русского географического общества.
Международная олимпиада по географии проходила с 21 по 26 августа 2012 года в Кельне. В ней приняли участие команды 32 стран мира - всего 128 человек. 
Программа олимпиады состояла из письменного тура, мультимедийного теста и полевого тура. Кроме того, участники делали презентации постеров на тему "Водные ресурсы и проблемы водопользования".
26 августа, в день открытия Международного географического конгресса в Кельне, состоялось подведение итогов. Наиболее сильными соперниками оказались команды из Восточной Европы и Сингапура

Гражданские ведомости №29, декабрь 2011г.


Всемирный чемпионат мира по географии, июль 2011г.


РОССИЙСКИЕ ШКОЛЬНИКИ ВПЕРВЫЕ ПОБЕДИЛИ НА ВСЕМИРНОМ ЧЕМПИОНАТЕ ПО ГЕОГРАФИИ
Российские школьники впервые за 10 лет одержали победу на Всемирном чемпионате по географии. Теперь ребята возвращаются домой. В будущем все они планируют поступить на географические факультеты ведущих вузов страны и стать профессиональными географами. Похоже, увлекшись географией в детстве, они приобрели интерес на всю жизнь.
«Меня в своё время удивило то, насколько география проникает во все сферы человеческой жизни. Она объясняет всё, например, почему Колумбу так легко удалось доплыть до Америки, – говорит одна из победителей, Мария Самолётова, – Мне было очень интересно узнавать научные объяснения природных явлений, процессов в обществе. Это, в первую очередь, комплексная наука. Политика, экономика, экология – всё это входит в область знаний географии. Сейчас география не может жить без информатики, без информационных технологий, в геологии и геоморфологии очень важна химия. Наверное, нет предмета, который бы каким-то образом не затрагивался в географии. Это меня очень поразило, когда я поняла, насколько география важная и, самое главное, полезная наука». (полный текст)
Гражданские ведомости №21, сентябрь 2011г.

Академический вестник №7 26.04.2010
Академический вестник №2 08.02.2010
Академический вестник №3, 19.02.2009
Академический вестник №3 19.02.2009 "Смешной и еще смешнее"